Понятие синестезии

Случается, что после первого глотка кофе в голове начинает играть знакомая песня, по спине бегут мурашки и возникает желание остаться с этими ощущениями подольше. Нет-нет, вы не сошли с ума. Сейчас мы расскажем, что с вами происходит.

  • 29.10.2020 г.
  • |
  • Жанна Слюсарь

Солнечный кофе как на даче у бабушки или как работает синестезия?

Случалось ли, что после глотка утреннего горячего кофе вы ярко ощущаете дежавю или доброе воспоминание? Возможно, сопровождаемое какой-то мелодией? Может, эта чашка обозначила в сознании цвет спелой, только сорванной малины, и вы сразу уловили ее аромат? А заодно услышали жужжание пчел, которые, должно быть, собирают пыльцу у сада рядом? Перечисленные явления описывают феномен «синестезии», о котором мы расскажем в этой статье.

Понятие синестезия.

Синестезия представляет из себя непривычный способ восприятия: когда при раздражении одного органа чувств раздражается и другой. Например, когда определенные вкусы мы привязываем к цветам: малиновый джем – розовый, шоколад – коричневый, апельсин – оранжевый. Ассоциации можно использовать и наоборот: при виде определенного цвета ощущать вкус продуктов, которые мы уже пробовали. Дальше – больше! Подключим к восприятию аромат. Яркий, объемный, сладковатый или еле ощутимый, теплый – он также может передать уже пережитый опыт. Вызвать воспоминания о конкретном дне, когда вы варили яблочный пунш во время грозы на даче. И стоял аромат печеных яблок и корицы. Теперь скажите, какого цвета был тот день? На этом не стоит ограничиваться, ведь подключить к восприятию можно и звуки. Помните ли вы шум морской волны и легкий шелест газетных страниц во время поездки на отдых? Готовы поспорить, что теперь вы ощущаете и запах это дня. Возможно он будет приглушенным, наполненным свежестью соленого воздуха, со сливочным маслом от утреннего круассана и свежей печати той самой газеты. А цвет этого дня – может, светло-золотистый с серыми тонами?

Наши упаковки и ощущения от них.

Пусть феномен синестезии изучен не так хорошо, как хотелось бы, но это точно возможность открыть дверь между прошлым и настоящим и вернуться туда, где нам было хорошо. А еще сделать этот опыт особенным, запомнить его и использовать в нужный момент. Например, в дизайне упаковок мы используем теплые не контрастные цвета, чтобы вызывать ощущение спокойствия и уюта. А с выходом нашего кофе в сеть магазинов «Азбука Вкуса» мы использовали синестезию еще глубже для того, чтобы вызвать определенные вкусовые ассоциации с конкретными лотами. Бразилия Колибри Бленд классической обжарки получила солнечные желтые упаковки без резких деталей. Так мы подчеркнули сладость, плавность и баланс, присущие этому зерну. Колумбию Уила Сан Агустин, обжаренную под фильтр, мы поместили в коробочки сочного красного цвета с изображением утеса. Этот кофе напоминает свежесть заката и красные ягоды в горячем морсе. Для Эфиопии Тафдаг Белече мы сделали насыщенную синюю упаковку с изображением горного рассвета, от которой так и веет цветочным бризом.

Почувствуйте.

Предлагаем вам попробовать себя в роли синестета и в следующий раз во время кофейной минутки сосредоточиться на ощущениях. Ассоциируйте вкус чашки с цветом, вспомните, какие фрукты или ягоды вы бы также смогли описать через этот цвет? Может, вы прислушаетесь к себе и откроете мелодию, которую возрождает кофе? Или событие, реальное или вымышленное, в котором вы находите себя во время того, как пробуете напиток? Поделитесь ощущениями с близкими, попробуйте провести подобный опыт с друзьями.